Алибабаевич на марше

На днях сотрудники милиции одного из саратовских РОВД отправились на выполнение ответственного задания — предстояло ликвидировать плантацию конопли. Однако операция была ими с треском провалена. На выезде из города милицейский «ВАЗ» заглох, не выдержав залитого в бензобак некачественного топлива. Наркодельцы успели убрать свой урожай…

По словам начальника инспекции Ростехрегулирования (именно этот государственный орган стоит сегодня на страже качества нефтепродуктов) Ирины Королевой, каждый третий литр бензина на саратовских АЗС оказался не соответствующим стандартам. Утверждать так она может на основании целого ряда проверок и экспертиз. Только в первом полугодии сотрудники межрегиональной инспекции провели 29 проверок АЗС и нефтебаз области и каждый раз возвращались с «уловом». «Но если бы, — шутит, — заправлялись на станциях-штрафниках, назад бы точно не вернулись».

В одной из таких проверок принял участие и корреспондент «Арбата».

— В Саратове имеются две крупные фирмы, торгующие бензином, — «ЛУКойл» и «Сиданко», — по пути на одну из АЗС рассказывала мне о ситуации на рынке Ирина Александровна. — Последняя торгует бензином, произведенным на саратовском НПЗ, «ЛУКойл» — привозным, обычно из Волгограда. Есть еще масса мелких заправок, принадлежащих частным предпринимателям. К ним как раз больше всего претензий.

Наш «десант» встречали хотя и не особо приветливо, но и препятствий открыто не чинили. Ирина Александровна проверяла документацию, два других инспектора занимались отбором проб.

Скажу сразу: список нарушений, обнаруженных инспекторами только за один день, не уместился на трех листах бумаги. На Увекской нефтебазе и Саратовском НПЗ бензин хранился в резервуаре без внутреннего антикоррозионного покрытия. На АЗС ИП Рудик дизельное топливо разных марок — и летнее, и зимнее — сливалось в одну емкость, из-за чего его было невозможно идентифицировать. Зачастую отсутствовали документы о качестве реализуемых нефтепродуктов (ИП Нигматуллина, ИП Мотков, ИП Данов, ИП Козлова, ИП Чугунов, ООО «Увекская» и др.), торговали либо вовсе несертифицированным товаром, либо до потребителя не доводилась информация о том, кто истинный его производитель. Выяснить, откуда поступает топливо, было сложно из-за отсутствия товаросопроводительной документации. Бензин приобретался через множество посредников.

Октан октану рознь

С отобранными пробами мы вернулись в лабораторию, где выявились и другие нарушения. Например, экспертиза показала, что октановое число бензина завышается: под видом 95-го зачастую продавалось топливо 92-й марки. Характерно, что больше всего нареканий вызвал именно дорогой 95-й — по октановому числу все пробы не соответствовали нормам.

— С начала этого квартала было несколько случаев наличия серы, а это признак топлива очень низкого качества, от него машина может сломаться, — прокомментировала И. Королева. — Еще недавно, если АЗС торговала некачественным топливом, можно было лишиться лицензии. Но около месяца назад правительство отменило этот метод контроля. Остались штрафы, но они такие незначительные, что на хозяев заправок не действуют. Например, за нарушение стандартов штраф, налагаемый на юридическое лицо, составляет от 5 до 10 тысяч рублей, а для руководителя предприятия он и вовсе смехотворен — от 500 рублей до одной тысячи. Для нефтяного бизнеса это крохи. Обманывая покупателей, они получают больше.

Параллельно с проверкой качества инспекторы проверяли и соблюдение метрологических норм, иначе говоря — сколько «вешают в граммах»? Как выяснилось, положение здесь изменилось в лучшую сторону. В прошлом году случаев недолива было больше. Впрочем, возможно, это как раз свидетельствует об ухудшении качества топлива. Наливать его по норме стало не жалко…

Выявилась и такая тенденция: чем ближе к выходным, тем бензин хуже. Особенно по пятницам, когда многие отправляются на дачи. Опытные операторы — хорошие психологи и знают: в таком случае водитель уже не вернется, чтобы предъявить претензию.

Машина на этом не ездит

Мнение о качестве бензина рядовых потребителей — саратовских автомобилистов — добрым тоже не назовешь.

— Зять купил «Мицубиси» и поехал в Сочи, — рассказывает Юрий Слижевич, заместитель директора МУ «Транспортное управление», сам опытнейший водитель. — Заправлялся, естественно, в Саратове. Так ему до Краснодара пришлось добираться чуть ли не на буксире! Там заехал на станцию техобслуживания, специалисты вывернули свечи — на них висит какая-то ерунда. Почистил, залил тамошнего бензина — машина поехала нормально. Сам я недавно отправился на дачу (у меня «шестерка») и на полпути встал. Долго ломал голову, в чем дело. Наконец догадался вывернуть свечи, а там такое… Я за рулем 30 с лишним лет, три машины сменил. Заправишься на одной АЗС — чувствуешь, как машина с удовольствием идет. А заправишься на другой — ее как будто силой тянут. Раньше Василий Алибабаевич бензин разбавлял ослиной мочой, а что теперь добавляют — ума не приложу!

— А как ситуация с соляркой? — поинтересовался я у транспортников, занимающихся пассажирскими перевозками.

— Ой, еще хуже! — говорит Валерий Калюжнов, директор предприятия «Саратов-автотрансобслуживание» (САТО). — Вы ведь замечали, что в сильные морозы большегрузные автобусы не выходят на линии? Это из-за некачественной солярки. Она становится густой, как снег, и забивает трубопроводы. КамАЗ еще можно прогреть паяльной лампой, и он пойдет потихоньку, а иномарка не рассчитана на это. «МАНы» и «Мерседесы» выходят из строя. Вдобавок ко всему бензин постоянно дорожает. С начала года — в полтора раза. А тарифы-то мы повышать не можем. Заработал, допустим, перевозчик за день полторы тысячи — пятьсот рублей отдай на горючку. Поэтому мы перевели свои «ГАЗели» на газ: так и дешевле, и проблем с качеством меньше.

«Саратовский Арбат»

РубрикиБез рубрики