Разнообразие в рамках разумного

Главными достоинствами школьного учебника должны быть объективность и беспристрастность

Работа Министерства образования над созданием государственного образовательного стандарта многими воспринимается в штыки. Критиков настораживает само по себе слово «стандарт». Если «стандарт», значит опять все по указке сверху, как в застойные времена, когда учителя в своей работе были лишены всякой инициативы. Однако без какой-либо стандартизации процесс обучения превращается в некое подобие броуновского движения, и каждый считает себя в праве учить по-своему. По всей видимости, ярче всего вся пагубность такого подхода отражена в ситуации со школьными учебниками, которая сложилась в последние годы в России.

Сегодня существуют сотни разнообразных учебных пособий, в которых не могут толком разобраться ни учителя, ни ученики, ни родители. И если по физике, химии или математике трудно придумать что-нибудь радикально новое, то, например, учебники новейшей истории просто поражают разнообразием оценок событий нашего недавнего прошлого. Подчас создается впечатление, что авторы этих пособий не знают, что задача школьного учебника — беспристрастно и объективно излагать материал, не пытаясь навязать ученику какую-то одну, субъективную точку зрения. За исправление этой ситуации в Министерстве образования взялись всерьез.

Принято решение, что с 1 сентября 2002 года школьники будут учиться только по учебникам с министерским грифом «рекомендовано» или «допущено». Последний вариант грифа означает, что помеченная им книга является дополнительным, а не основным источником знаний.

Сокращается и «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования для общеобразовательных учреждений». Если в 2000-2001 учебном году было одобрено почти 3 тысячи учебных пособий, то через год Перечень сократился до 1,5 тысяч наименований. А в нынешнем учебном году он содержит лишь около 500 изданий. По всей видимости, нынешний вариант «Перечня учебных изданий, рекомендованных Министерством образования для общеобразовательных учреждений» является практически оптимальным. Во всяком случае, выступая на заседании президиума Федерального экспертного совета, который как раз и занимается оценкой учебников, заместитель министра образования Виктор Болотов заявил, что «не будет никаких революционных решений в отношении этого перечня». Он подвергнется некоторому сокращению, или, говоря официальным языком, «оптимизации», но возвращаться к старой системе, когда по одному предмету существовал только один учебник, никто не собирается. Как отметил на одной из пресс-конференций министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов, принято решение, согласно которому по каждому предмету будет не более трех учебников, рекомендованных Министерством образования, и еще два-три — с грифом «допущено для апробации». То есть, с одной стороны, у учителя сохранится возможность выбрать то пособие, которое он считает более подходящим для своих учеников, а с другой стороны, школьники будут защищены от некачественных учебников.

Материал подготовлен Компанией развития общественных связей

РубрикиБез рубрики